x-uni.com
регистрация / вход
сейчас на линии 46 чел.
x-uni.com
x-uni.com
Математика
Биология
Литература
Русский язык
ВИДЕО
Физика
Химия
История
Английский
 
ВИДЕО
 
 
регистрация / вход
сейчас на линии 46 чел.

Виталий Третьяков: Как избежать общенационального невежества

Автор и время Сообщения и комментарии

Виктор
13-05-2013  15:00

[Перепечатка статьи Виталия Третьякова]

Я не открою Америки, если скажу, что качество образования в России - и школьного, и высшего - ухудшается. В стране уже два десятилетия идет реформирование образовательной системы, а качество образования год от года все хуже и хуже.

Чем оценивается качество образования, которое было в нашей стране до этих реформ? Полетами в космос, достижениями атомной промышленности, оборонной отрасли и многими-многими успехами российских ученых XIX века и советских - XX века… Это ли не доказательство того, что дореформенное образование было лучше пореформенного?

Немногие страны могут похвастаться тем, что у них была когда-то своя национальная система образования. У России это было. Но мы выкинули национальную систему образования, мы отказались от того, чем обладали только несколько стран мира – Германия, Италия, Франция, Британия и США (Америка заимствовала британскую систему, трансформировав и подогнав ее под себя) и Россия.

Чудес, как известно, не бывает. Нельзя рассчитывать на инновационный прорыв, разрушая уникальную и одну из лучших в мире систему образования и науки. И при этом похожа она на западную или не похожа, абсолютно неважно. Только те курицы несут золотые яйца, которые не похожи на обычных кур. Это вам всякий петух скажет.

А ведь система образования – это вопрос национальной безопасности. 9 мая рождается 1 сентября. Отказ от оригинальной и плодотворной национальной системы образования (и науки) равен отказу от национальной армии. С теми же рано или поздно наступающими последствиями.

У нас есть еще институты, которые сохранили и свои кадры, и свои методики. Это – МИФИ, МВТУ, МГУ и некоторые другие. Пусть они, их ректоры, их ученые советы, определят, как изменять дальше систему образования. Пусть выскажутся коллективы этих вузов, а не тех, которые, возникнув лишь 20 лет назад, сегодня безосновательно заявляют о своих успехах и прорывах.

И еще одни важный момент. Высшие руководители страны - судя по тому, что они говорят о современном состоянии нашего образования и успехах по его реформированию - не представляют реального положения дел. Обманывают ли их подчинённые, или это вызванный какими-то резонами самообман, неважно. Результат тот же.

Есть ли выход из создавшейся ситуации? Полаю, что есть. И предлагаю сделать вот что. Во-первых, остановить нынешнюю реформу образования как полностью провальную и ведущую к катастрофе, имя которой - общенациональное невежество. Улучшить эту реформу невозможно.

Во-вторых. Что делать с нынешней системой образования - ответ на этот вопрос возможен и имеет смысл лишь после того, как реформа будет остановлена.

В-третьих. Необходимо создать общественную (неправительственную) научно-образовательную корпорацию "Университетско-академическое кольцо", которая разработает новую концепцию ВОССТАНОВЛЕНИЯ высококачественного (в первую очередь - классического) образования в России.

Четвертым пунктом я предлагаю учредить еще одну палату парламента России - Палату учёных (название условное, но смысл его в том, что это не «палата невежд»), равноправную с двумя существующими палатами парламента. Выборы в эту третью палату должно проводить только университетско-академическое сообщество.

Пятое. Дело в системе образования зашло так далеко, что я, человек, считающий, что система партийного представительства вообще изжила себя, предлагаю создать политическую Партию знаний (партию учёных).

И в качестве шестого пункта. Предлагаю ввести два поста первых заместителей председателя правительства России, без визы которых не должно выходить ни одно правительственное решение. Один первый заместитель председателя правительства - он же министр демографической политики. Другой первый заместитель - он же министр просвещения и образования (возможно, и науки).

Все это я изложил в своем выступлении на недавнем первом Московском экономическом форуме - на пленарном заседании конференции № 4 "Приоритеты развития: образование, наука и культура в исторической ретро (пер) спективе".

После моего выступления последовали вопросы. Один был такой: «Лично Вы готовы возглавить такую партию?»

Я ответил так. Считаю, что всю политическую систему России нужно кардинально изменить, а в эффективность партийного представительства в современных условиях не верю вовсе. Тем не менее, вероятность образовательной катастрофы такова, что я готов был бы, если бы мне это предложило значимое число значимых людей, что крайне маловероятно, возглавить такую партию.

Виталий Третьяков,
декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В.Ломоносова, автор и ведущий программы "Что делать?" на канале "Культура", политолог

Чтобы иметь возможность участвовать в дискуссии, Вам необходимо зарегистрироваться и залогиниться.

ПЕДСОВЕТ / ФОРУМ

Новости образования

Новости науки

флаг италииX-UNI рекомендует репетитора итальянского языка: yuliyavenezia (Скайп).

Репетитор по Скайпу без посредников

Неограниченная аудитория, свободный график. Начните свой бизнес здесь!